Детские психологи рекомендуют: Скоростные цвета

Скоростные цвета. Старое занятие на новый лад.

Занятие, которого никто не миновал в своем детстве, – это раскрашивание картинок. Есть специальные альбомы для раскрашивания, есть раскраски для мальчиков и для девочек, много домашних заданий в начальной школе связано с раскрашиванием. Но не все дети любят это занятие, и не все в нём успешны. Кто-то из детей может с удовольствием часами просиживать за этим занятием, а кого-то сложно усадить закрасить три яблочка в детских прописях. Однако, так или иначе, овладение графическими навыками необходимо всем.

Среда, окружающая современного ребёнка, не очень способствует развитию мелкой моторики в целом и графических навыков в частности. Динамичность современного мира требует нового подхода к формированию этих навыков. Настольная игра Скоростные цвета является очень хорошим примером этого нового подхода, и будет вам хорошим помощником в обучении ребёнка необходимым навыкам.

Настольная игра Скоростные цвета направлена на развитие памяти, внимания, зрительно-моторной координации, мелкой моторики (удерживать карточку при раскрашивании, открывать-закрывать фломастер, не размазывать закрашенные элементы) и графических навыков (закрашивать элемент целиком, не вылезать за контур, закрашивать быстро).

Как и всякая игра, проходящая в соревновательном режиме, настольная игра Скоростные цвета повышает стрессоустойчивость и саморегуляцию.

Полные правила игры, заявленные производителем, подходят для детей, начиная со старшего дошкольного возраста, но если их чуть-чуть упростить (не менять местами колпачки на фломастерах), то игра становятся вполне по силам четырёхлетним детям.

Для начинающих игроков рекомендуем разделить карточки на группы по уровню сложности запоминания и раскрашивания. Предлагаем вам ориентировочное деление на группы, исходя из нашего опыта, но вы можете другие группы, основываясь на личных ощущениях.

  • Легко: ёлочка, цветочки, ксилофон, фонарь, маяк, зонтик, змей, шляпа с ушами, кастрюля, снеговик, мячик в бассейне.
  • Сложнее: рыбка, пагода, попугай, картина, замок, дом, кусок торта, пасхальные яйца, палитра, бобёр.
  • Путь к успеху: грибочки, цыплята, носки, планеты, воздушные шары, облака, ворота из кубиков, воздушный змей, робот, карусель, веточка омелы.
  • Профессионал: сундук, ракета, самолёт, сова, пальма, медведь, цветочек, ракушка, мороженное, паровоз, драгоценный камень, юрта.
  • Вынос мозга: мяч, два треугольника, конверт, шляпа со звездой, кораблик, кружка, кактус, вешалка, вертолёт, десерт, бабочка.

Однако, как и любая хорошая игра, при творческом подходе настольная игра Скоростные цвета имеет много скрытых возможностей благодаря оригинальным картинкам и качественному исполнению.

Если у вас дома есть дети от года до двух, то картинки игры вполне можно использовать для тренировки таких навыков как «покажи, где рыбка, домик, паровоз и т.д.?» или для говорящих детей этого же возраста «скажи, что это?».

Особое удовольствие детям доставляет процесс «стирания», это может стать поводом для неусидчивого трёхлетнего малыша выучить цвета и научиться раскрашивать. Для этого подходят простые картинки – ёлочка, мишка. Ребёнок выбирает фломастер, при этом вместе со взрослым проговаривается его цвет. Взрослый помогает правильно разместить фломастер в руке и начать раскрашивать. Благодаря лёгкому стиранию можно совершенствовать навыки раскрашивания, развивать мелкую моторику, усидчивость, целенаправленность действий. Затем ребёнок проговаривает, что и как он раскрасил: «у меня зеленая ёлочка», «у меня синий попугай» и т.д., при этом отрабатываются навыки правильного согласования существительных с прилагательными.

Следующим этапом можно использовать настольную игру Скоростные цвета для раскрашивания по образцу. Для этого потребуется два комплекта игры. Перед ребёнком выкладывается цветная картинка и черно-белая, при раскрашивании проговаривается, какую деталь и каким цветом малыш будет раскрашивать. На этом этапе можно работать над расширением словаря (части тела, детали предметов) и отрабатывать пространственные представления такие как: верх-низ и, особенно, право-лево, т.к. право-лево на листе бумаги – это не всегда просто. Например, с правой стороны карточки у мишки голубым раскрашено левое ухо.

Можно использовать карточки для «поиска ошибок». Взрослый раскрашивает картинку, допуская одну или несколько ошибок, а дети должны отыскать ошибки и исправить их. Такой вариант способствует развитию зрительного внимания и сосредоточенности.

Большую пользу ребёнку принесет приобретение навыка действовать по словесной инструкции. Ребёнку дается карточка и устное задание, например, «раскрась правую лапку мишки зеленым». Затем можно усложнить инструкцию, сделав ее двухступенчатой: «раскрась клюв попугая зеленым, а крыло красным» и т.д. до 6 цветов. Такой вариант будет способствовать развитию понимания речи, пространственных представлений, развитию слухового внимания и памяти.

Если у вас есть два комплекта настольной игры Скоростные цвета, то для более старших детей настольную игру Скоростные цвета можно использовать для эстафеты или командной игры. Например, дети делятся на команды (по 2, 3 или 6 человек) им раздаются фломастеры, они рассматривают цветную картинку, запоминая, какую область им предстоит раскрасить, затем по очереди бегут к черно-белой картинке. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит свое задание. Более сложным с точки зрения командной сплочённости будет вариант, когда к картинке, которую нужно раскрасить, дети подходят не по очереди, а все вместе. Такой вариант игры поможет детям научиться работать в команде, даст им возможность проявить свои организаторские способности. Условия соревнования можно усложнить: дети смотрят на образец, запоминают, но перед тем, как приступить к раскрашиванию, выполняют еще какое-либо задание (например, сделать круг вокруг стула, пролезть через туннель, попасть мячом в кольцо и т.д.). Это будет способствовать развитию отсроченного воспроизведения (вспоминания), умению удерживать в памяти задание (навык безусловно полезный в школе).

Настольная игра Скоростные цвета очень удобна, чтобы взять её с собой в путешествие. Тем более, что карточки игры можно использовать не только для тренировки памяти при раскрашивании, но и сами по себе. Выложите перед ребёнком несколько карточек, дайте ему короткое время посмотреть на них (приблизительно по секунде на карточку) и уберите. Дети должны по памяти назвать карточки. Начинайте с того количества карточек, которое посильно ребёнку для запоминания, постепенно увеличивая количество карточек по мере тренировки зрительной памяти. По такому же принципу можно играть в «Что изменилось»: в этом случае вы не убираете карточки, а после того, как ребёнок закрывает глаза, вы что-то меняете в выложенном наборе (количество, местоположение, одну карточку на другую, цветную сторону на чёрно-белую и т.п.), затем ребёнок открывает глаза и ищет изменение.

Карточки игры можно использовать для такого полезного занятия, как обучение ребёнка выделять группы по основному признаку. Можно предложить ребёнку самому распределить карточки на группы. Если это задание ребёнку покажется сложным, предложите выбрать животных, транспорт, еду, дома. В более старшем возрасте будет полезным научить ребёнка аргументированно выполнять задания «четвёртый лишний». Начнём с самого простого: цветные юрта, домик, замок и черно-белая пагода. Для детей постарше: вертолёт, самолёт, ракета, кораблик. Дайте возможность малышу порассуждать при нахождении лишнего в комплекте: ёлка, тюльпаны, цветок, кактус, омела. Вы самостоятельно сможете составить много заданий этого уровня, самое главное, чтобы ребёнок не только выбирал правильную карточку, но и давал вам развернутый, аргументированный ответ, почему он это сделал.

Для ребёнка старшего дошкольного возраста подойдут задания: вертолет, самолет, ракета, воздушный змей или попугай, сова, бабочки, цыплята и т. п. Необходимо знать, что в сложных вариантах, как, например, - паровоз, вертолёт, самолёт и воздушные шарики, – правильными могут быть два ответа – воздушный змей, потому что это не транспорт, и паровоз, потому что он движется по земле. Самое главное – научить ребёнка аргументированно рассуждать, выделяя основные признаки различия карточек.

Настольная игра Скоростные цвета прекрасно подходит для домашней игры родителей с детьми. Начиная с 7-8 лет дети могут играть в неё самостоятельно, после того, как разберут правила и потренируются их соблюдать под руководством взрослого. Игра может быть прекрасным подарком для семьи с разновозрастными детьми. В весёлой компании игра практически не имеет возрастных ограничений, но безусловно должна понравиться детям с 5 до 12 лет.

Для специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов, психологов) настольную игру Скоростные цвета можно рекомендовать для индивидуальных занятий и в малых группах (2-3 человека). Карточки игры могут стать хорошим инициативным материалом, как для диагностических, так и для коррекционных занятий.

Статью подготовили: логопед Шмелева И.А., психологи Кнышева Е.Р., Лошинская Е.А.

Читать все статьи раздела Детские психологи рекомендуют.