Детские психологи рекомендуют: Живые картинки

Автор: медицинские психологи м.н.с. Макарова М.А. и Лошинская Е.А.

Живые картинки. Мир вокруг нас!

Настольная игра «Живые картинки» направлена на развитие памяти (запомнить все картинки), внимания (способность найти отличия), регуляции и контроля собственной деятельности (способность действовать в соответствии с правилами игры, развитие скорости реакции на внешний стимул), а также коммуникативных навыков общения (игра в группе), формирования способности эффективно мыслить в условиях соревнования, формирование мотива достижения (успеть найти картинку первым).

Основные правила игры рассчитаны на детей от 2 лет, но игра также может быть полезна и для самых маленьких, таких маленьких, которым Вы только-только начали показывать картинки в книжках (6-10 месяцев).

Упрощённые правила для малышей:

  1. Выберите сначала самые простые картинки (дерево, цветок, яблоко, птичка, корова и т. п.). Разложите их на столе в ряд 3-5 штук. Ребенок сидит у вас на коленях. Возьмите его правую руку в свою, выделив указательный палец. Показывайте его пальцем картинки, чётко проговаривая название изображения. По мере знакомства ребёнка с картинками настольной игры Живые картинки, заменяйте знакомые картинки на новые, не забывая повторять старые. Это занятие займёт у вас несколько недель (или месяцев). В результате ребёнок начнет самостоятельно показывать картинки в ответ на ваш вопрос «Где…?».
  2. Теперь можно перейти к деталям любой из выученных картинок: «Покажи, где у собачки глазки, уши, хвост?».
  3. Можно использовать карточки для изучения и закрепления знания ребёнком названий цветов. Выложите перед ребёнком картинки с изображениями: мальчик, кубики, светофор, яблоко – покажи красный цвет; цыплёнок, солнышко, светофор, карандаш – покажи жёлтый цвет; мальчик, птичка, кубики, чучело – покажи голубой. По мере усвоения ребёнком цветов, задания усложняются.
  4. Если ребёнок уже начал говорить, можно спросить его: «Что изображено на картинке? какого цвета? Где находится? Что делает?» Таким образом, Вы развиваете словарный запас ребёнка и тренируете связанную речь.
  5. Внимательно рассмотрев одну сторону картинки, Вы переворачиваете её и спрашиваете, что изменилось.

С трёх лет дети готовы к коллективной игре по основным правилам, в условиях организующей роли одного или нескольких взрослых. Необходимо обратить внимание на инструкцию, как закрывать глаза. Глаза можно закрывать ладонями, опускать голову вниз, положив её на руки, отворачиваться. Если у ребёнка недостаточно развита функция самоконтроля, ребёнок сидит на коленях у взрослого, и взрослый его руками закрывает ему глаза. Ведущий (взрослый) может использовать ширму. Важно: нельзя одновременно просить детей закрывать глаза и использовать ширму. Тем самым Вы очевидно высказываете недоверие ребёнку и допускаете возможность невыполнения правил.

По мере запоминания карточек настольной игры Живые картинки и изменений на них (после многократных игр), правила можно усложнять: увеличивать количество карточек, переворачивать не одну, а несколько карточек, менять карточки местами, менять карточку на столе на карточку из колоды, комбинировать эти изменения.

Используя карточки игры, можно самым простым способом тренировать зрительную память у говорящих детей с любого возраста. Ребёнок отворачивается, Вы выкладываете 5 карточек, ребёнок поворачивается, смотрит на них 5-10 секунд, отворачивается и по памяти называет вам все картинки. К 4-5 годам количество картинок можно увеличить до 8-ми. К старшему дошкольному и младшему школьному возрасту – до 10-ти. Можно объяснить ребенку вспомогательные способы запоминания:

  • проговаривать вслух то, что он видит;
  • устанавливать ассоциативные связи: собственное отношение к предмету, связи между изображениями на карточках, между изображением на карточке и ассоциирующимся с ним действием и т.д.;
  • запоминать не основное изображение, а его деталь.

Существует еще много способов запоминания, ребенок может выбрать удобный для себя.

Настольная игра Живые картинки могут служить не только игрой, направленной на развитие памяти и внимания, но и оказаться прекрасным материалом для развития творческого мышления. Цветные красочные изображения могут использоваться в качестве ассоциативных карт. Например, можно выложить на стол несколько картинок и попросить ребёнка составить рассказ со словами, изображёнными на карточках. В качестве усложнённой инструкции может использоваться последовательное предъявление ребенку по одной картинке с просьбой включить изображенное слово в импровизированную историю.

Карточки настольной игры Живые картинки можно использовать как инициативный материал для известной всем игры «Крокодил». Ребёнок вытаскивает карточку из мешочка, смотрит на неё и кладёт на стол под крышку коробки от игры, той стороной вверх, которую будет объяснять. По договоренности объяснять можно либо пантомимой, либо словами, не называя предмет и однокоренные ему слова.

Рекомендации для специалистов:

  • При работе с настольной игрой Живые картинки необходимо учитывать индивидуальные особенности участников для формирования эффективных групп и избегания негативной мотивации к игровой и учебной ситуации (например, ребёнок с низкой скоростью реакции может оказаться в ситуации хронического неуспеха, при достаточно хорошо развитой памяти).
  • Настольная игра Живые картинки является хорошим инструментом для выявления эмоционально-личностных особенностей детей (стремление к лидерству, развития мотивации достижения, степени конфликтности в ситуации конкуренции).
  • Специалисту будет удобно иметь 2 комплекта карточек настольной игры Живые картинки, так как это даёт возможность показать ребенку одновременно две стороны одной карточки, что расширяет возможность использования этих карточек как инициативного коррекционного материала.

Статью подготовили: медицинские психологи м.н.с. Макарова М.А. и Лошинская Е.А.

Читать все статьи раздела Психологи рекомендуют.