Детские психологи рекомендуют: Коварный лис

Коварный лис. Всё тайное становится явным, или кто такой Шерлок Холмс.

Редко встречаются игры, где в увлекательный сюжет гармонично вписаны оригинальные, хорошо продуманные правила, привлекательное оформление и возможность разностороннего развития ребёнка. Мы рады сообщить вам, что настольная игра Коварный лис именно такова.

Ярко, эстетично оформленная коробка, интригующее название, намекающее на детективный сюжет, не обманет ваши ожидания. Наоборот, открыв коробку, вы будете ещё больше обрадованы и заинтригованы красочностью и оригинальностью деталей игры.

Для того, чтобы процесс игры сделать ещё более привлекательным, рекомендуем вам сначала внимательно ознакомиться с правилами и деталями игры.

Карта города. Советуем до начала игры внимательно рассмотреть её и создать у игроков представление о месте, где будут происходить события. Маленький городок с красивыми домиками, парками, озером, детскими площадками, кафе, оранжереей и другими атрибутами спокойной размеренной жизни. Это повод для того, чтобы потом, после партии в настольную игру Коварный лис, поговорить с ребёнком о том, что такое карта и для чего она нужна, достать карту города, где вы живёте или составить карту дачного посёлка, где вы проводите лето. И уже не дома за столом, а на улице с картой найти клад, который для вас спрячет другая команда.

Фишки в форме кепок. Это, конечно же, повод рассказать ребёнку про Шерлока Холмса. Читать рассказы Конан Дойля еще рановато, но так как имя Шерлока Холмса уже давно стало нарицательным, то четырёх-пятилетнему ребёнку будет совсем не вредно знать, что имеют в виду взрослые, когда называют кого-нибудь этим именем. Для справки взрослым: Артур Конан Дойль не любил своего героя, принесшего ему мировую славу, и не считал своим главным произведением рассказы о нем.

Портреты подозреваемых лисов. До игры обратите внимание детей на то, что у лисов есть элементы одежды и аксессуары, которые достаточно разнообразны, но иногда повторяются, и именно по этим атрибутам вы будете искать подозреваемого. Проговорите с ребёнком правильные названия этих предметов, найдите их изображения на жетонах улик.

Три специальных кубика. До начала партии дайте ребёнку изучить кубики и картинки на них. Потренируйтесь кидать кубики согласно правилам игры.

Дешифровщик. Самый загадочный и поэтому привлекательный предмет в этой настольной игре Коварный лис. Можно сказать, что это прибор, который в умелых руках сыщика помогает вычислить среди нескольких подозреваемых настоящего вора и отпустить невиновных. Если несколько взрослых играют в игру с одним ребёнком, то конечно, работу с дешифровщиком лучше поручить ребёнку, но если детей в игре несколько, то они работают с дешифровщиком по очереди.

Игра начинается с интригующего раскладывания игрового поля, карточек с подозреваемыми и жетонов-подсказок с уликами, выставления на поле фигурки лиса-похитителя пирога и разноцветных фишек-шляп (которые, разумеется, детям еще перед прочтением правил необходимо дать подержать в руках и как следует рассмотреть). Затем происходит таинственное помещение случайно выбранной специальной карты в дешифровщик. Далее все зависит от того, насколько захватывающе взрослый введёт детей в сказочную детективную историю про таинственное похищение пирога коварным лисом и выразительно прочитает цель игры, которая заключается в том, чтобы командными усилиями обнаружить преступника по открывающимся в процессе игры уликам. То есть, все игроки – это одна команда, которая должна не дать лису скрыться в своей норе с добычей.

Настольная игра Коварный лис направлена на развитие программирования, регуляции и контроля своих действий, что в будущем улучшает такие свойства внимания как концентрация, объём и распределение. Так же игра прекрасно развивает аналитическое мышление, память, навыки удержания и выполнения инструкции.

Благодаря отсутствию элементов соревнования и необходимости быстро давать ответ, игра с одной стороны снижает тревожность, связанную с собственной успешностью, а с другой стороны учит ответственности за коллективный результат. Игра располагает к общению, обсуждению, способствует развитию навыков коммуникации. Игра тренирует умение выражать свои желания и соотносить их с интересами коллектива, что также является полезным социальным навыком (ведь по правилам игры перед своим ходом надо заявить о своем намерении: улика или подозреваемый; при этом участники игры имеют право давать друг другу советы для достижения лучшего результата).

Детей 4-5 лет настольная игра Коварный лис при организующей помощи взрослого учит соблюдать свою очередь при бросании кубиков или перемещении фишек, учит соблюдать правила игры, а также отрабатывать прямой счёт в пределах 6 (в общей сложности максимально может выпасть 6 лапок на трёх кубиках), тренировать свою внимательность (у кого из открытых подозреваемых есть что-то из уже известных улик).

Детей старшего дошкольного возраста игра при направляющей помощи взрослого учит выстраивать логические связи с опорой на зрительный образец («жетоны-подсказки»), а также развивает внимательность и способность регулировать и контролировать свои действия.

Дети младшего школьного возраста могут уже самостоятельно без помощи взрослого формулировать гипотезу, распределять внимание и программировать свою деятельность с учётом общей командной цели – поймать коварного похитителя пирога.

Настольная игра Коварный лис идеально подходит для спокойного домашнего досуга. Она будет одинаково интересна дошкольникам, младшим школьникам и играющим с ними старшим сёстрам и братьям. Возрастной диапазон соответствует заявленному в правилах (5+), однако, упростив правила игры, можно играть с детьми с 4 лет. Улики нужно оставить открытыми, разделив их на 2 кучки «улика – да» и «улика – нет» и рассуждать вместе с детьми.

Если, несмотря на упрощение правил, малышу всё-таки сложно удержать в поле своего внимания все нюансы игры, то потренируйте каждый из необходимых навыков по отдельности: работа с дешифратором, определение улики «да» и улики «нет», хождение фишками по полю в соответствии с правилами выкидывания кубиков, определение подозреваемых и невиновных в соответствии с уликами.

Если отвлечься от правил игры то:

  1. Карточки с портретами подозреваемых из настольной игры Коварный лис можно использовать для тренировки слухового внимания и памяти. Выложите все карточки перед ребёнком и приметы виновного проговорите вслух, ребенок запоминает их и ищет нужную карточку.
  2. Само игровое поле можно использовать для заданий, направленных на развитие пространственных представлений и умения ориентироваться на листе в клетку, что будет полезно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Задания могут быть следующие: «пройди пять клеточек от дерева направо», или «поднимись от домика на шесть клеточек вверх».
  3. Используя карточки подозреваемых, можно также учить детей сравнивать героев между собой, выделяя сходства и различия. Такая игра будет способствовать расширению словаря и развитию умения формулировать свои мысли.

Для психологов настольная игра Коварный лис будет, безусловно, интересна поведенческими проявлениями ребёнка. Игра хорошо выявляет неэффективные защитные механизмы, повышенное чувство вины, повышенный уровень тревожности, стремление к доминированию, конфликтность и т. п. Выявленные в игровой обстановке поведенческие и эмоциональные особенности реагирования ребёнка помогут и родителям, и психологу лучше узнать «слабые места» ребёнка, проанализировать и по возможности изменить жизненные обстоятельства, приводящие к подобным способам реагирования, или научить ребёнка реагировать на неизбежные обстоятельства жизни более конструктивным способом.

Для всех специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов, психологов) игру можно рекомендовать для индивидуальных занятий или занятий в малых группах (2-4 человек).

Не секрет, что многим родителям бывает утомительно играть с детьми в их игры. К многочисленным преимуществам настольной игры Коварный лис относится и то, что её сюжет увлекает даже взрослых, и интрига поиска похитителя для них, также как и для детей, сохраняется до конца игры.

А самое главное, что вы с ребёнком – одна команда, объединённая одной целью.

Статью подготовили: психологи Кнышева Е.Р, Тихонова А.П, Лошинская Е.А. и логопеды Шмелёва И.А., Бурова Ю.С.

Читать все статьи раздела Детские психологи рекомендуют.