Детские психологи рекомендуют: Барабашка

Автор: педагог Колоколова Н.М., логопед Шмелева И.А., психолог Лошинская Е.А.

Барабашка. Шумный домашний дух.

Барабашка – увлекательная, азартная настольная игра – то, что называется: «от 3 до 99». Детям нашего современного мира приходится объяснять значение названия: барабашка – это шумный домашний дух, проказливый домовой. Уже знакомство с этим словом настраивает на весёлое времяпрепровождение, с яркими эмоциями и безудержным смехом. Эта игра придётся по душе и детям, и взрослым, позволит отвлечься от житейских проблем и весело, раскрепощённо провести время в компании своих детей или друзей.

В настольной игре Барабашка использован то же принцип выбора правильного ответа (та же механика игры), что и в настольной игре Сет. Но в отличии от Сета, где в поле внимания нужно держать четыре признака одновременно, в Барабашке их только два – форма и цвет. Уменьшение количества признаков существенно расширяет возрастные рамки использования игры, а весёлые, приятные на ощупь фигурки делают её привлекательной для совсем маленьких детей.

Настольная игра Барабашка активно развивает внимание, способствуя улучшению всех его характеристик и, в первую очередь, такой, как распределение (необходимо держать в поле внимания 2 признака). Повышает и тренирует функцию самоконтроля и стрессоустойчивость, тренирует навык быстрого принятия решения в условиях конкуренции.

По основным правилам, заявленным производителем, дети под руководством взрослого могут начать играть с 3-4 летнего возраста, но для этого потребуется определённое время на обучение и объяснение правил ребёнку.

Начнем знакомство с фигурок и, выставив их на середину стола, научимся их правильно хватать наперегонки. Взрослый ведущий называет предмет с обозначением его цвета (красное кресло, синяя книжка и т.д.). Затем усложняем задание и правильные словосочетания перемежаем с неправильными (красное кресло, серая книжка, белое приведение, белая бутылка, серая мышка, красная книжка и т.д.) – хватать нужно только при условии правильного. На этом этапе нужно научить ребёнка внимательно следить за сочетанием 2-ух признаков, вести себя корректно по отношению к сопернику, держать руки на оговоренном расстоянии от фигурок.

На втором этапе знакомства с игрой из колоды нужно выбрать те карточки, которые можно назвать «полное совпадение».

Теперь дети должны ориентироваться не на слова ведущего, а на изображение на карточке. На этом этапе можно отработать способ переворачивания карточки. Важно, чтобы изображение было одинаково хорошо видно всем игрокам одновременно. На этом этапе ведущий может стать равноправным участником игры. Чтобы все участники были в одинаковых условиях, роль ведущего может передаваться от игрока к игроку каждый ход или каждый кон, предварительно договорившись о том, будет ли ведущий наравне со всеми выхватывать фигурку.

Теперь возьмём те карточки, которые назовём «полное несовпадение» и все усвоенные навыки потренируем в новых условиях.

Играя по любому виду упрощённых правил, вы сами поймёте, когда правила можно усложнить. Таким образом, ваш ребёнок дорастёт до основных правил настольной игры Барабашка.

В основных правилах игры (вариант 2) предложен усложнённый вариант правил, при котором если на карточке изображена книга, вы должны не схватить правильный предмет, а сказать его название. Хотим обратить ваше внимание на то, что именно этот вариант игры лучше всего тренирует функцию самоконтроля, и вы сами можете придумывать другие усложнённые варианты правил. Например, если на карточке книга – сказать, если на карточке привидение – схватить правой рукой, если на карточке мышь – схватить левой рукой. В ситуации таких усложнённых правил, мы рекомендуем ведущему, переворачивающему карточку, не участвовать в розыгрыше, а следить за правильностью исполнения правил.

Другие способы игры с фигурками и карточками настольной игры Барабашка:

  • У самых маленьких детишек, начиная с двух лет, мы можем с помощью фигурок игры тренировать зрительную память. Ведущий выставляет все фигурки, малыш смотрит на них, отворачивается. Ведущий убирает одну из них, малыш должен сказать, что исчезло. Вариант сложнее – когда фигурки не исчезают, а меняются местами. Тогда малышу нужно объяснить, что именно изменилось. Во время этой игры с малышом можно отработать такие понятия, как «справа», «слева», «между», «рядом» и так далее, так как фигурки могут стоять не просто рядом друг с другом, а бутылка может стоять «на» кресле или книжка может лежать «под» креслом.
  • Используя карточки настольной игры Барабашка можно развивать слуховое , которое очень пригодится ребёнку как в детском саду, так и в школе. Карточки разложены рядами. Ребёнок ищет карточку в соответствии с инструкцией ведущего («Найди белую мышку с синей книгой, найди серое привидение на красном кресле»).
  • Для детей, начиная с трёх лет, можно предложить игру, хорошо развивающую зрительное внимание и логическое мышление, а также умение объяснить свой выбор: тщательно перемешав колоду, раздаём игрокам по 5 карт и одну кладём в центр. На лежащую на столе карточку нужно положить свою, ориентируясь либо на персонажа, либо цвет. Необходимо сделать это быстрее других и правильно объяснить свой ход («Я положил синюю книжку на синюю бутылку», «Я положил привидение на привидение»).
  • В этом же возрасте можно тренировать зрительную память, используя карточки. Покажем ребёнку сначала одну карточку и перевернем ее – нужно вспомнить, что на ней было нарисовано и какого цвета. Увеличиваем количество карточек для запоминания в соответствии с возможностями ребёнка.
  • Хорошо тренирует зрительную память игра Мемори. В неё можно играть с ребёнком используя любые парные карточки. Карточки настольной игры Барабашка так же подходят для игры в Мемори с малышами. Выберите из колоды карточки с изображениями, например, кресел по две карточки каждого цвета, всего 10 карт. Перемешайте их и играйте по правилам Мемори.

Настольная игра Барабашка, как и всякая хорошая настольная игра, незаметно для играющих тренирует важные навыки социального взаимодействия. Учит корректно, в рамках правил конкурировать с соперником, справляться с эмоциями как процессе игры, так и после её окончания, конструктивно относится к проигрышу, принимать поздравления с выигрышем, не задевая при этом чувства проигравших. Игра так же даёт возможность за небольшой промежуток времени испытать большую амплитуду переживаний, тем самым открывая в себе порой неизвестные чувства и эмоции. Особая ответственность здесь лежит на взрослом – ему необходимо одновременно быть достойным примером для подражания и деликатным наставником. Время, проведённое за игрой, ни для кого не пройдёт даром, родители лучше узнают своих детей, а дети отработают навыки правильного поведения, которые пригодятся им на любых занятиях и свободное от учёбы время, а также научатся контролировать себя в неожиданных, не стандартных, новых ситуациях, а их предостаточно и в дошкольном возрасте и тем более в школьном.

Для специалистов (педагогов, психологов, логопедов, дефектологов) игра будет полезна на индивидуальных занятиях и для работы с малыми группами. Так же игра хорошо себя зарекомендовала при проведении семейной психотерапии для выявления привычных паттернов поведения.

Игра может стать хорошим подарком для семьи с детьми разного возраста, она подойдет как для проведения домашнего досуга, так и для того, чтобы взять ее с собой в путешествие и поиграть в неё с новыми друзьями.

Статью подготовили: педагог Колоколова Н.М., логопед Шмелева И.А., психолог Лошинская Е.А.

Читать все статьи раздела Детские психологи рекомендуют.