Вы берёте в руки две карточки и Вам уже не надо объяснять правила игры, всё понятно: ищем одинаковую картинку, но за этой простотой стоит неожиданно много полезных возможностей для детей и взрослых. Игра не имеет аналогов.
Основные правила игры развивают внимание, влияя на все его характеристики: произвольность, объём, концентрация, распределение, устойчивость, переключение. Настольная игра Доббль развивает реакцию, как двигательно-моторную, так и, при определённых правилах, речевую. При строгом соблюдении правил поведения во время игры тренируются такие качества как стрессоустойчивость и самоконтроль.
Игра практически не имеет возрастных ограничений. Посадив годовалого ребёнка на колени, положив перед ним карточку, взяв его правую руку в свою и выделив указательный пальчик, мы показываем несколько знакомых ребёнку картинок на карточке, берём другую карточку и т.д. Через несколько дней (или недель) мы выучиваем название простых изображений на карточках.
Когда указательный жест хорошо сформирован и ребёнок уже выучил название простых картинок, мы показываем ему карточку и просим найти нужное изображение (птичка, кошка, ножницы и т.д.).
Когда ребёнок научился легко находить изображение на одной карточке – берём две карточки, указательный палец левой руки ставим на парную картинку, называем её и просим найти такую же на другой карточке.
Как правило, до трёх лет ребёнок не готов к игре в условиях соревнования. Для группы детей двух-трёхлетнего возраста можно порекомендовать использовать спокойный вариант. Перед каждым ребёнком кладутся две карточки и они выбирают на них общие символы, действуя в собственном темпе. Или перед каждым ребёнком выкладывается одна карточка, а стопка кладётся в середину и дети строго по очереди ищут совпадения со своей карточкой. В поиск вовлечены все, но карточку забирает тот, чья сейчас очередь. При этом отсутствие или недостаточное развитие речи не является преградой – мы продолжаем работать над зрительным вниманием и формированием у малышей указательного жеста.
Постепенно мы переходим к правилам, которые предлагают авторы игры.
С логопедической точки зрения настольная игра Доббль, в первую очередь полезна для активизации речи, развития координации речи с движением, актуализации словаря детей. Для достижения этих целей перед началом игры необходимо проговорить с детьми названия всех символов и обсудить правила, при которых выигравшим будет не тот, кто быстрее схватил карточку, а тот, кто четко и внятно назвал совпадающие символы.
Не секрет, что и у взрослых игроков быстрее действуют руки, а слова «застревают». Именно над развитием речевой реакции, координацией зрительного восприятия и речи мы и работаем. Часто, зная правильный ответ, мы в ситуации волнения не можем быстро его дать. Поэтому настольная игра Доббль будет очень полезна будущим школьникам. При этом следует помнить, что необходимость быстрой актуализации слов в условиях стресса может быть противопоказана для детей с заиканием или с предрасположенностью к запинкам, тикам.
В игре также идет адаптация к условиям постоянно меняющейся задачи. Этот полезный навык переноса внимания (без «застревания» на пройденном или неудавшимся) будет важен в условиях быстро меняющихся заданий в школе, таких например, как математические диктанты.
Хочется обратить внимание родителей и педагогов на такую сторону этой игры, как вовлеченность. Действительно, настольная игра Доббль очень увлекает и возбуждает. Дети, да и взрослые, часто не могут сдержать свои эмоции: кричат, вскакивают, забывают соблюдать правила. Однако при правильной организации игры развиваются такие качества как: стрессоустойчивость, умение регулировать собственные эмоции, переживать собственный проигрыш и радоваться за друзей. Это может пригодиться детям в школе и вообще в жизни, поможет быстрее адаптироваться к стрессовой ситуации, переживать неудачи. Но необходимо отметить, что эта игра не подходит для самостоятельного использования детьми, у которых эти навыки ещё не сформировались на достаточном уровне. Здесь очень важна регулирующая роль взрослого для чёткого следования правилам игры и для контроля спорных ситуаций.
Хотим предложить еще несколько вариантов правил игры с использованием карточек настольной игры Доббль. Эти правила будут полезны для решения некоторых «логопедических» задач:
Для формирования навыка правильного согласования существительных с притяжательными местоимениями МОЙ,МОЯ,МОИ,МОЁ перед началом игры проговариваем с детьми, что назвав общий символ, нужно ещё и подобрать к нему нужное местоимение (дерево моё, человечек мой, губы мои, мишень моя и т.д.) и только после этого карточка окажется у игрока
Для формирования навыка правильного согласования существительных с прилагательными перед началом игры детям разъясняется, что к каждому символу можно подобрать прилагательное (зелёная клякса, фиолетовая птичка, красное сердце и т.д.). Карточка окажется у того игрока, который не только быстрее найдёт общие символы на карточках, но и произнесет два слова вместе (существительное плюс прилагательное)
Для развития слухового внимания (что будет очень важно в школе, где все задания даются устно и достаточно быстро) перед игроками раскладываются 6-10 карточек и взрослый произносит: «Я загадал такую карточку, на которой есть собака и машина» (по мере овладения таким вариантом игры можно будет называть и больше символов). Побеждает тот, кто быстрее всех найдёт загаданную карточку.
Для развития слуховой памяти предыдущий вариант игры немного изменяется – карточки находятся в существенном отдалении от детей. Дети получают задание найти такую карточку, на которой будет, например динозавр и птичка (далее и больше символов), затем пройти (покружиться на месте, обойти препятствие, проползти под преградой и т.д.) и найти загаданную карточку.
Для развития зрительной памяти каждому игроку раздаётся по карточке и даётся время на запоминание символов на ней, затем карточки переворачиваются или сдаются взрослому. Победит тот, кто сможет вспомнить больше символов со своей карточки. Усложнить игру поможет отсрочка по времени между запоминанием и ответом.
Для развития связной речи и умения фантазировать каждому игроку раздаётся карточка и даётся время на придумывание рассказа с использованием слов-символов на ней. Дети могут придумать самые фантастические рассказы с неожиданным сочетанием действующих лиц. Оценивается связность рассказа и количество использованных символов с карточки.
Следующий вариант настольной игры Доббль будет полезен как для детей, так и для взрослых.
Делим колоду на две равные части, засекаем время по секундомеру, двумя руками берём по одной карточке из колоды, находим совпадение и переходим к следующей паре. Так вы можете соревноваться на время с друзьями, можете проверять свою работоспособность в разное время суток. Это упражнение полезно как тренинг переключения внимания и психологическая разгрузка в условиях утомления. Таким образом можно определить, на сколько Вас травмирует стресс соревновательной ситуации и постоянно меняющейся задачи. Если в игре с партнёрами по обычным правилам Вы проигрываете, а Ваше индивидуальное время такое же или даже лучше, чем у партнеров, то необходимо уделить внимание тренировки стрессоустойчивости.
В этой статье мы рассказали Вам о некоторых, дополнительных к основным правилам, способах использования настольной игры Доббль для формирования полезных навыков.
На наш взгляд, цена настольной игры Доббль оправдана с одной стороны её простотой, не большим размером и качественной упаковкой, а с другой стороны её многофункциональностью и возрастной универсальностью. Не стоит тратить время и силы на самостоятельное изготовление карточек, лучше воспользоваться фирменным вариантом. Однако, если у Вас есть возможность, будет не плохо, если Вы заламинируете купленные карточки. При этом мы рекомендуем ламинировать карточки только с одной стороны: для этого защитите рубашку карточки листом бумаги или аккуратно сложите карточки попарно рубашками друг к другу. После ламинации вырежьте карточки «в край». Таким образом Вы существенно продлите жизнь игре.
Статью подготовили: логопед высшей категории Шмелёва И.А., медицинский психолог Лошинская Е.А., педагог-дефектолог Евсташина О.И.