Детские психологи рекомендуют: День и ночь

Автор: медицинские психологи Кнышева Е.Р и Лошинская Е.А

День и ночь. Играем, конструируем, фантазируем.

Настольная игра-головоломка День и ночь развивает мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, наглядно-действенное мышление, представление о форме и объеме, навыки конструирования и работы со схемой, фантазию.

Игра подходит для ребёнка самого раннего возраста. Как и обычную пирамидку её можно рекомендовать ребенку с 6 месяцев. Критерием для родителя, что «уже пора» будет умение ребёнка самостоятельно садиться. Яркие разноцветные, приятные на ощупь детали, безусловно привлекут внимание малыша.

Самым маленьким можно давать детали в руки, называя их цвет, учить нанизывать детали на стержень в любом порядке.

Чуть позже, ближе к году, на деталях с изображением лица, можно показывать глазки, носик, ротик. Можно собрать композицию с человечком и спросить: «Где человечек? Руки? Ноги? Голова?». Не бойтесь схематичности конструкции. Вас же не удивляет, когда ребёнок узнает на картинках кошек, собак и птичек, изображённых самыми разнообразными способами.

К двум годам вы научите ребёнка находить фигурку, которую вы показываете ему на схеме. Таким образом, с двух – двух с половиной лет ребёнку доступно выполнение заданий «день». Обратите внимание, что картинка должна находиться прямо перед глазами ребёнка, желательно чуть выше, чем основа со стержнями настольной игры-головоломки День и ночь. На начальных этапах ребёнку потребуется ваша помощь: нужно научить ребёнка правильно располагать стержни по отношению к рисунку и брать фигурки последовательно снизу вверх и желательно слева направо. Сравнивая детали и картинку, ребёнок в игре сможет овладеть пространственными понятиями (сначала «верх - низ», а затем более сложными «право — лево»).

Дети старше 4-ех лет, овладевшие заданиями «день», могут переходить к заданиям «ночь».

А теперь хотелось бы рассказать и о других возможностях этой игры.

Яркие и необычные по форме детали настольной игры-головоломки День и ночь можно использовать как конструктор или театр, сочинять истории. Например, про «Домоседа и путешественника» или про «Мальчика и девочку, которые гуляют во дворе» и следить за их приключениями. Вы можете сочинять историю с продолжением, собирая новые и новые конструкции, иллюстрирующие приключения двух героев. Для повышения интереса ребенка к этой игре, вы можете записывать эти истории, иллюстрируя их фотографиями, собранных ребенком сюжетов.

Используя фигурки настольной игры-головоломки День и ночь, мы можем предложить ребёнку несколько игр на развитие внимания и памяти:

  • Ведущий собирает любую конструкцию из книжки с заданиями «день» (усложнённый вариант «ночь») и вносит в нее несущественное изменение (Усложнённый вариант 2-3 изменения). Ребёнок, сравнивая собранный вариант со схемой, должен найти эти ошибки (или несколько детей работают в соревновательном режиме).
  • Ребёнку показывается схема. Он её запоминает в течение 10-15 секунд, затем воспроизводит по памяти.
  • Ребёнку показывается собранная конструкция, он её запоминает в течение 10-15 секунд, потом отворачивается. В это время ведущий вносит несущественные 1-3 изменения. Повернувшись, ребёнок должен их найти.

Детям старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста для развития мелкой моторики, навыков рисования и письма можно предложить срисовывать, раскрашивать и подписывать, собранные им конструкции.

Если вы можете себе позволить иметь в доме 2 комплекта настольной игры-головоломки День и ночь (для специалистов, работающих с группами детей – это практическая необходимость), то вы существенно улучшите качество описанных выше игр с ребёнком и расширите их список. С самыми маленькими будем находить такую же фигурку, как в руках у взрослого, собирать конструкцию вслед за взрослым (работа по образцу). Эта работа очень важна на этапе обучения, она позволяет ребёнку пошагово сверять каждую выставленную им фигурку. С детьми постарше можно сыграть в игру «Волшебный мешочек», где мы предложим им искать «такую же фигурку» на ощупь в мешочке.

Используя 2 набора, мы можем не только предложить двум детям одновременно выполнять задания, но формировать у них соревновательные, коммуникативные и творческие навыки. Это могут быть и самостоятельно придуманные задания и истории с продолжением.

В настольную игру-головоломку День и ночь Вы со своим ребенком будете играть вплоть до младшего школьного возраста. После того как ваш ребёнок интеллектуально перерастет игру, она может надолго остаться у него на столе или на книжной полке приятным «сувениром» из детства, поднимая ему настроения весёлыми лицами улыбающихся человечков. Время пройдет быстро и, может быть, в эту игру будет играть ваш внук.

Дети играют в то, во что с ними играют их родители!

Статью подготовили: медицинские психологи Кнышева Е.Р и Лошинская Е.А.

Читать все статьи раздела Детские психологи рекомендуют.