Spiel’07 Эссен – территория настольных игр

Spiel’07
Эссен – территория настольных игр

Александр Пешков

В октябре 2007 года мне удалось впервые побывать на крупнейшей в мире выставке настольных игр – Spiel’2007, ежегодно проводящейся в городе Эссен, Германия. Эта выставка пользуется огромной популярностью и привлекает любителей настольных игр не только из Германии, но и со всего мира, так что когда в августе я бронировал гостиницу, свободных мест почти нигде не было (и это почти за три месяца до выставки!). Кстати, в этом году у выставки юбилей – она проводится в 25 раз. Сам Эссен – не слишком большой город и признаться времени я ему уделил немного, так что приведу здесь только одну фотографию.

Выставка Spiel’07 длится 4 дня, и все эти дни я провёл на ней практически «безвылазно». В день открытия выставки на месте я был ещё за пол часа (благо билет был куплен вечером предыдущего дня) и мог наблюдать стечение толп посетителей.

Кстати, официальные афиши Spiel’07 попадались не только в самом Эссене, но и в аэропорте Дюссельдорфа. Обратите внимание на приписку «Comic Action 07» – это экспозиция, объединённая со Spiel’07 – выставка комиксов и всякой ролевой атрибутики, привлекающая массу очень любопытного вида людей.

Самое замечательное, что эта выставка игр совсем не похожа на музей, напротив – она очень живая! На выставке можно не только посмотреть на игры – можно поиграть в них, купить и даже познакомиться с авторами. Кстати, для игроков отведены огромные площади, а стенды больших компаний-издателей перемежаются со столиками небольших фирм (или даже отдельных авторов) и развалами разнообразных продавцов торгующих «настолками».

Например, в первом павильоне прямо у входа расположилась огромная «торговая точка», где уже в первые минуты после открытия жизнь просто кипит... Кстати, о покупках – цены на одни и те же игры у разных продавцов могут существенно отличаться, так что процесс покупки при желании превращается в своеобразный спорт под девизом «найди лучшую цену». Т.к. на выставке я собирался пробыть все четыре дня (и бюджет, да и объём багажа были довольно ограничены) с покупками в первый день я не спешил и правильно сделал. Как оказалось, самые предусмотрительные «игроманы» заранее запаслись распечатанными табличками с названиями интересных им игр, куда они вписывали номер стенда, где видели их в продаже, и цену. Перемещаясь по выставке, они постепенно производили «исследование рынка» и потом покупали уже по самой лучшей цене. Как показал опыт, запомнить где, что и почём ты видел – практически нереально, так что пришлось сооружать такую же табличку на ходу .

Размеры выставки поражают воображение! Привожу несколько фотографий, которые хотя бы примерно позволят оценить масштаб действа (это только несколько фото, в основном из первого павильона, а ведь задействовано было пол дюжины павильонов!):

У меня были некоторые планы по посещению выставки (что посмотреть и с кем встретиться), но в первый день было не до них. Весь день я просто бродил по выставке и еле-еле успел обойти её всю до закрытия (точнее как выяснилось позднее – почти всю, один павильон я пропустил). Дальше с небольшими комментариями приведу фотографии некоторых отдельных стендов…

Стенд Pegasus Spiel – издательства представляющего в Германии игры Стива Джексона (например, Манчкин) и не только. Кстати, игры Junta в первые дни на выставки не было (точнее был только плакат от неё). Сами коробки с игрой появились на третий день и первым делом осваивать её принялась сама команда Pegasus:

Огромной популярностью на выставке пользовалась игра Cuba – постоянно попадались довольные люди, тащащие коробку Cuba в прозрачном пакете. Причём, на выставке можно было купить немецкое издание игры в шикарной деревянной сигарной коробке. Впрочем, и сама игра выглядит очень красиво, поэтому столы на стенде издательства никогда не пустовали:

Дождаться очереди поиграть терпения мне не хватило, но, понаблюдав за игрой некоторое время и послушав объяснения правил, я решил что, пожалуй, мне тоже надо обзавестись экземпляром Cuba. Увы, немецкого я не знаю, так что пришлось купить английское издание (которое продаётся в обычной коробке, но стоит существенно дороже немецкого).

Здесь уместно будет сказать, что вообще выставка всё же в первую очередь немецкая и большая часть посетителей и самих игр немецкоязычные (как известно, Германия самая «играющая в настольные игры» страна). Так что, даже свободный английский не всегда помогает, а английское издание игр если и есть в продаже, то, как правило, стоит дороже. Забегая вперёд скажу, что с выставки я уехал с сильным желанием к следующему году выучить немецкий.

На стенде Days of Wonder висело объявление о предстоящей встрече с одним из известнейших авторов настольных игр Вольфгангом Крамером. Здесь же можно было поиграть в некоторые его игры, например, в El Capitan и Alturien Market (я поиграл в обе и даже оба раза умудрился выиграть) – игры понравились, хотя во второй, несмотря на отличную идею, мне кажется есть некоторое нарушение игрового баланса и, если не повезёт, то шансов выкарабкаться мало. К тому же, чтобы «придержать» вырвавшегося вперёд игрока, кто-то должен пожертвовать своей выгодой и тем самым поставить себя в невыгодное положение... в общем впечатления противоречивые.

На следующий день господин Крамер рассказывал об одной из своих игр (Origo) на стенде содружества авторов настольных игр, где с ним удалось ещё раз пообщаться (и даже сфотографироваться на память :):

На стенде Amigo (крупного германского издателя специализирующегося, в основном, на небольших карточных играх) также было много места и много столов, чтобы в эти игры сыграть.

Буквально рядом, в углу около перехода в другой павильон можно было обнаружить автора, продающего свои игры в самодельной упаковке (необычного треугольного сечения). Уж не знаю, что это было, но судя по карикатурной графике – какая-то политическая сатира.

Hurrican Games – издатель очень красивой детективной игры Mr. Jack (на выставке кстати было представлено новое расширение к этой игре). Игра рассчитана на 2х человек, один из которых играет за Джека-Потрошителя, скрывающегося от полиции, а второй – за группу детективов и полицейских, пытающихся задержать неуловимого преступника. Игра потрясающе оформлена и, кстати, на стенде в один из дней был художник этой игры, с удовольствием рисовавший покупателям портреты персонажей на обратной стороне крышки коробки:

Стенд Queen Games был поистине огромным – большую часть места занимали столы, за которыми можно было опробовать игры этого издательства, ну а сбоку высились настоящие пирамиды, составленные из этих самых игр:

А это переход в соседний павильон (чтобы ещё раз оценить размеры выставки). Слева виден стенд Phalanx Games, на котором, в частности, представляли игру Chicago Poker созданную Bruno Faidutti и Bruno Cathala. Весь стенд был оформлен в стиле подпольного бара времён гангстерской Америки, а девушки-ассистентки были одеты в духе того времени.

Ещё раз ненадолго вернусь к теме продажи настольных игр. Помимо стендов издателей, где все представленные игры можно было купить, на выставке было много стендов и закутков, где размешались «филиалы» различных магазинов и компаний, торгующих настольными играми.

Как выяснилось при просмотре фотографий, «торговые точки» не очень то часто попадали мне в кадр, а напрасно – многие из них представляли собой впечатляющее зрелище, настоящий рай для любителя настолок... или ад, если вспомнить об ограниченном бюджете и практически неограниченном выборе игр ;-) Помимо магазинов, торгующих новыми настольными играми, были лотки, где продавались настолки б/у, а также старые издания игр.

На минуту отвлечёмся от настольных игр, и посмотрим на экспозицию в павильонах, посвящённых выставке Comic Action 07, упомянутой выше. Посмотреть было на что! Посетители этой части выставки подчас выглядели поэкстравагантнее разодетых манекенов – попадались и викинги и готичные вампиры, и остроухие «эльфийки», но, честно говоря, фотографировать людей без спроса не очень-то удобно, так что большинство из этих замечательных личностей осталось за кадром.

Износилась старая кольчужка али меч затупился? Вам сюда! Мне кажется, все поклонники ролевых игр должны просто мечтать попасть в такое место… тем более, что всю эту красоту можно было купить.

А ещё, начиная со второго дня выставки, на входе посетителей встречали вот такие очень убедительные персонажи «Звёздных Войн»:

Итак, вернёмся к играм. На выставке, помимо прочего, проходили чемпионаты по таким популярным настольным играм как Settlers of Catan (Колонизаторы) и Carcassone (Каркассон) – обе эти игры хорошо знакомы нашим соотечественникам, т.к. издавались на русском языке.

На выставке проходили соревнования и по другим играм, в частности, по всем известной игре Magic: the Gathering. Впрочем, я к ней абсолютно равнодушен, так что ни одной фотографии обширного стенда её издателя Wizards of the Coast, у меня не нашлось.

Одним из «открытий» выставки стала игра Kingsburg. Она продавалась во множестве мест и явно пользовалась популярностью. Стенд её итальянских издателей (Италия – родина авторов игры) оказался довольно небольшим, но всегда заполненным людьми. Впрочем, мне удалось и в саму игру поиграть, и с одним из её авторов (Andrea) пообщаться – на фото он в светлой рубашке и очках.

Игра интересная и красивая (не удержался и купил себе экземпляр, несмотря на запредельную цену англоязычного издания). Некоторые моменты (управление постройками, например) явно напомнили компьютерных «Героев Меча и Магии», которыми я в своё время весьма увлекался. На вопрос «а не спроста ли это?» автор честно сознался, что тоже вовсю играл в «героев» когда придумывал игру.

На стенде Wattsalpoag Games (небольшое американское издательство) я поиграл в Claim it! и Nomads of Arabia и познакомился с арт-директором Майком – чрезвычайно симпатичным и приятным человеком (на фото он в цветастой рубашке-гавайке). Первая игра практически на 100% зависит от вашей удачи и умения вовремя прекратить её испытывать (про такие игры говорят «push your luck»). Но, надо сказать, сама идея и правила игры довольно элегантные. Игра наверняка понравится тем, кто любит кидать кости (в смысле игральные кубики :). Не могу сказать, что отношусь к этой категории игроков, но игру я всё же купил, т.к. знаю, что она порадует некоторых моих друзей, да и просто хотелось сделать хорошим людям приятное и что-нибудь у них купить. :)

Что касается второй игры (Nomads of Arabia), то в ней, несомненно, есть некоторые очень любопытные идеи (сдвигающиеся пески пустыни, например), но оформление пока хромает (впрочем, Майк сказал, что он и сам это знает и в следующем издании графика будет переработана). К тому же игре, на мой вкус, не хватает взаимодействия между игрокам. Эту тему мы тоже обсуждали – может быть что-то и улучшиться во втором издании… было бы здорово.

И снова на секунду позволю себе отвлечься от главной темы выставки. Помимо настольных игр, в боковой галерее, примыкающей к одному из павильонов, для взрослых и детей были организованы активные (и не очень) развлечения помимо «настолок»:

Кстати, на выставку очень многие приходят целыми семьями, в том числе с совсем маленькими детьми.

И снова возвращаемся к настольным играм. Origins – это одна из игр, о которой мне говорили на форуме gameforums.ru ещё перед отъездом в Германию. Цель игры – ни много, ни мало – сымитировать появление и эволюцию Человека. Согласитесь, идея очень интересная, хотя на первый взгляд трудно реализуемая. Итак, вот эта самая игра и её автор Фил Эклунд (тот, который в шляпе :)

Как видите игра, мягко говоря, не маленькая, непростая и к тому же, как оказалось, весьма долгой. Указанное на коробке время игры – 4 часа, но как показывает опыт, время на коробке это самый что ни на есть минимум, да и то для подготовленных игроков. В общем-то, я не планировал уделять этой игре много времени, но раз уж начал слушать объяснения автора, захотелось хотя бы в основах разобраться и немножко попробовать поиграть. Да и его искренний энтузиазм по поводу своего детища оказался заразителен… В результате провёл на стенде Sierra Madre Games (так называется компания Фила Эклунда) почти треть дня – до самого закрытия выставки. В двух словах описать всю игру сложно (тем более что даже за несколько часов «въехать» во все правила не удалось) и всё же попробую.

В Origins каждый игрок управляет эволюцией одного из древних родов прото-людей – Неандертальцов, Кроманьонцов, Синантропов и т.д. и у каждого из этих родов есть шанс стать тем самым Человеком, что покорит всю Землю. Впрочем, начинать придётся с постепенного развития мозга и «разблокирования» зон, отвечающих за «примитивные» основы разума... Обретя полноценный мозг ваши подопечные смогут потихоньку начать приручать растения и животных, мигрировать, основывать города, создавать более сложную социальную среду… В общем, действительно простор для творчества невероятный и автор проделал просто титаническую работу, создавая эту игру. Но, как возможно вы уже догадались, осилить такую игру сможет только истинный энтузиаст, коих не так уж много. По моему поверхностному впечатлению, сложившемуся в течение несколько часов общения с Origins, для такой сложной механики в игре слишком велико влияние удачи. Возможно, это оправдано с исторической точки зрения и пути эволюции во многом определялись игрой слепого случая, но всё же вряд ли это оправдано с точки зрения «геймплэя». В любом случае, игра эта совершенно необычная и лично я с интересом буду следить за её «эволюцией»…

От игр «на любителя» вернёмся к играм «для всех и каждого». Одной из таких игр явно стала Zooloretto – игра Михаэля Шахта (Michael Schacht), автора множества отличных настольных игр, в том числе, очень хорошей карточной игры Coloretto. Созвучие названий не случайно – Zooloretto основывается на игровой механике использованной в Coloretto, однако, в отличие от неё, Zooloretto – это полноразмерная настольная игра, к тому же куда менее абстрактная – в игре вам придётся стать директором зоопарка! Грамотно управляя своим зверинцем, вы пытаетесь привлечь посетителей наиболее удачными коллекциями животных…

Обратить внимание на эту игру стоило хотя бы потому, что в этом году она стала лауреатом престижной награды «Игра года» в категории семейных игр. Впрочем, и без этого не заметить её было бы сложно, ибо в Zooloretto играли на каждом шагу и, конечно же, она была в ассортименте всех торговцев настольными играми. Игра действительно симпатичная и по настоящему семейная – играть в неё с удовольствием могут и дети и взрослые. Мне повезло – удалось не только попробовать игру, но и познакомится с её автором (на фото справа). Ну а раз уж познакомились, то почему бы не получить автограф на память?

Тех, кто дочитал до этого места, спешу заверить – осталось ещё немного. Игр на выставке было огромное множество и за 4 дня, боюсь, мне не удалось даже просто увидеть их все. Так что в заключение своего отчёта коротко упомяну ещё несколько игр, фотографии которых у меня есть:

Трибун – одна из игр, которую ждали многие «серьёзные» игроки в настольные игры. Сам я в неё так и не поиграл, увы, но, по отзывам игравших это хорошая стратегическая игра в духе «тяжёлых» стратегий (для тех, кто любит подумать).

Агрикола – ещё одна очень ожидаемая игра на «сельскохозяйственную» тему от Уве Розенберга (автора знаменитой Bohnanza). Игра пользовалась неизменной популярностью у посетителей стенда и, чтобы сыграть в неё, нужно было записаться заранее. Опять таки игра для любителей серьёзных стратегических/управленческих игр (или просто неравнодушных к нелёгкой крестьянской доле ;). Из-за огромного количества деревянных деталей коробка игры весит больше двух килограмм!

Игра Antler Island. В тот момент, когда я делал это фото, про игру я не знал ничего, но её внешний вид не позволил пройти мимо. Поле игры не плоское, а состоит из нескольких ярусов, а, судя по карточкам, лежащим перед игроками, они делают ни что иное, как растят рога оленям :)))

Как я прочёл уже после выставки, в этой игре каждый участник – олень-самец, которого интересует пища, сражения с другими оленями и, конечно же, продолжение рода. Задача игроков стать самым «крутым» оленем на острове. Согласитесь, по крайней мере, идея и исполнение (судя по внешнему виду) – оригинальные. Жаль, что я не сыграл в неё на выставке.

Hamburgum – «навороченная» экономическая стратегия в большущей коробке. Сам я в неё не играл, впрочем, по игрокам на фотографии видно, что игра серьёзная ;)

Игра 1001 Karawane (1001 караван). В игре вам предстоит в поисках трёх магических артефактов водить через пустыню караваны. Впрочем, по пути надо не забывать о торговле и охране от разбойников. Игра привлекла внимание необычной формой и конструкцией поля – оно составляется из шестигранников (гексов) разных цветов, причём гексы кладутся рубашкой вверх (сама рамка поля тоже собирается из нескольких частей). Эти гексы и есть пустыня и только тот, кто проходит по ним, может посмотреть, что же там его ждёт (аккуратно подсмотрев на лицевую сторону гекса). Таким образов, в процессе игры игрокам придётся не только самим снаряжать караваны в неизведанные области, но и внимательно следить за путешествия соперников, выясняя по их действиям, что же им удалось найти в пустыне. А, учитывая, что могучие джины по воле игроков могут менять куски пустыни местами, хорошая память вам очень пригодится… Оформление игры и оригинальные игровые (и конструкторские) идеи порадовали, но сам процесс игры меня не слишком впечатлил...

Игра Portobello Markett – вовсе не новинка (её можно свободно купить в магазине... не в России, конечно). Изначально игра меня заинтересовала неожиданной схожестью темы с игрой Alturien Market Вольфганга Крамера, о которой я писал выше. В обеих играх игроки строят рыночные «палатки» и привлекают покупателей. Но если в Alturien Market большую (даже слишком) роль играет везение и присутствует взаимодействие между игроками (можно сделать товарищу пакость ;) То в Portobello Market (по крайне мере в игре по укороченным правилам, в которую я сыграл) как раз вовсе нет случайности и важен скорее точный расчёт. Игра мне понравилась, но, признаться, полное отсутствие случайности вызывает сомнения в том, насколько интересно в неё будет играть много раз (впрочем, в мире множество любителей игр, где случайность отсутствует как класс – достаточно вспомнить про шахматы ;).

Настольная игра League of Six на стенде чешского издательства Chech Games Edition пользовалась стабильной популярностью у посетителей, несмотря на то, что сам стенд располагался в галерее – что называется «на отшибе». Об этой игре я слышал очень неплохие отзывы.

Вообще, приятно было обнаружить представителей «восточной Европы» – к сожалению, Российских стендов на выставке не было. Единственными соотечественниками, которых я встретил за всё время выставки, оказались генеральный директор компании Звезда Константин Кривенко и его коллега (Звезда – один из крупнейших отечественных производителей игр с миниатюрами, моделей, а также брендованных настольных игр). Но и у Звезды в этом году на выставке не было собственной экспозиции, хотя их продукция пару раз попадалась мне на лотках, посвящённых миниатюрам (по словам господина Кривенко, в прошлые годы у Звезды, точнее у одного из её дистрибьюторов, на выставке был свой стенд). Остаётся только надеяться, что рост интереса к настольным играм в России рано или поздно приведёт к накоплению критической массы игроков и появлению большего количества авторов и издательств и, конечно же, к созданию настольных игр «международного класса».

Время на выставке пролетело незаметно и сейчас кажется, что можно было успеть гораздо больше, да и фотоаппаратом стоило пользоваться почаще :) Так или иначе этот осенний визит в Эссен принёс столько положительных эмоций, что их хватит надолго и мне и, надеюсь, моим друзьям – ведь с выставки я вернулся не с пустыми руками (большую часть моей достаточно скромной «добычи» можно увидеть на фото слева :) Хочу ли я поехать в Эссен в следующем году? Конечно же ДА! И вам советую! И по возможности не забудьте запастись хорошей компанией и знанием немецкого языка – пригодится ;) Удачи!